«Развитие и образование ни одному человеку
не могут быть даны или сообщены.
Всякий, кто желает к ним приобщиться,
должен достигнуть это собственной деятельностью,
Поэтому самодеятельность –
средство и одновременно результат образования.. .»
/А. Дистерверг/
Пояснительная записка
Собственные взгляды на окружающий мир, самостоятельность и самоконтроль сформированные в процессе обучения и воспитания в условиях оздоровительно-образовательного лагеря, играет важную роль для создания активной жизненной позиции личности подрастающего поколения.
Цель программы «Фабрика успеха» - создание организационно-педагогических условий для самостоятельной работы воспитанников в жизнедеятельности лагеря, основанной на возможности выбрать «своё» Ателье, отвечающее запросам и интересам детей и подростков, через здоровье сберегающую среду.
Под организационно-педагогическими условиями понимается, в данном случае, построение развивающей среды лагеря, способствующие формированию социальной компетентности воспитанников:
-совместное проектирование и программирование предстоящей социокультурной деятельности;
-обеспечение активного и разностороннего взаимодействия внутренней среды детского лагеря с внешней средой;
-использование в процессе образования перманентного мониторинга.
Исходя из понимания цели, вытекают следующие задачи:
- объединить усилия педагогов и персонала лагеря в сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения;
- организовать определённое соотношение физических нагрузок, труда и отдыха;
- создать систему взаимодействия в коллективе лагеря, осуществляющую практику социализации и воспитания личности;
-изучить интересы и способности детей, через проведение мониторинга;
-организовать деятельность, предусматривающую её незавершенность, вероятность, неизвестность, заставляющая каждого её участника осуществлять самостоятельный выбор и творческий подход;
- формировать основы активной жизненной позиции через создание ситуаций, рождающих личную ответственность и образцы автономного поведения;
- осуществлять индивидуальный подход, что способствует вовлечению каждого ребёнка в создание общественно значимого продукта деятельности;
- создать комфортный микроклимат среди воспитанников, через установление связей в «Ателье» с разными возрастными категориями;
- формировать модель поведения ребёнка, позволяющего развивать его способности, адаптироваться в группе, строить конструктивное взаимоотношение во временном и разновозрастном коллективе;
- проанализировать и дать оценку участия в жизнедеятельности лагеря, самостоятельной работе, проведенной каждым ребёнком в течение смены, что будет отраженно в индивидуальных «дневниках смены». ( см. приложение № 1)
Принципы организации педагогического процесса в рамках программы:
Принцип гуманизации отношений. Этот принцип первостепенный по значимости, выражается в гуманности целей, способов, средств, воздействий и взаимодействий педагога - воспитателя и воспитанников.
Принцип социального развития свойств и качеств личности ребёнка в развивающей среде предполагает особую роль комплексного психолого-педагогического мониторинга развития воспитанников в образовательной среде лагеря.
Принцип личностно-развивающего обучения, определяющий технологические и в значительной степени содержательные аспекты образовательного процесса, требует внедрения развивающих программ и технологий в деятельность лагеря.
Принцип развития партнёрских отношений в образовательном процессе лагеря требует ориентации на создание условий, способствующих развитию отношений взаимодействия, взаимопомощи, взаимоподдержки между всеми субъектами образовательного процесса (педагог-воспитанник, воспитанник-воспитанник, а также отношений, возникающих при вовлечении в образовательный процесс родителей воспитанников).
Принцип учёта индивидуальных особенностей каждого при организации локальных развивающих сред лагеря требует организации такой совокупности локальных сред, которая обеспечивает возможности развития воспитанников с учётом их возрастных, половых, этических, и других специфических индивидуальных особенностей.
Принцип индивидуализации отражает диалектику самореализации личности в условиях развивающей среды лагеря. Воспитанник строит свою индивидуальность не только непосредственно для себя, но и для окружающей социальной общности.
Содержание оздоровительно-образовательной программы структурировано в учебном плане лагеря. Его особенность заключается в кратковременности сроков освоения программ. Протяжённость обучающего периода равна одному потоку, т. е. - 21 дню. Обучающий цикл состоит из трёх ступеней:
1.Организационный этап (3-4 дня);
-встреча детей, знакомство;
-знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
-распределение детей по «Ателье», в соответствии с их запросами и интересами;
-использование мониторинга для выявления лидерских, организаторских и творческих способностей;
-формирование органов самоуправления;
2. Основной этап (13-15 дней);
-реализация программ «Ателье»;
-вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
-мониторинг и ведение индивидуальных «Дневников смены»;
-организация и работа системы коллективного поощрения.
3. Заключительный этап (3-4 дня);
-проведение итогового тестирования;
-мониторинг и анализ проведенной работы, заполнение «Листов пожеланий» для воспитанников лагеря.
Программа «Фабрика успеха» подразумевает работу ряда подпрограмм «Ателье» направленных на оздоровление и всестороннее развитие личности ребёнка, путём включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками, через здоровье сберегающую среду. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в ту сферу познавательной деятельности, в то «Ателье», которое выберет сам ребёнок, исходя из его запросов и интересов.
Погружая детей в «Фабрику успеха», мы даем им возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я», мы учим их самостоятельно принимать решение с учетом их личностных интересов и идти к намеченной цели, тем самым закладывая фундамент для самореализации воспитанника.
Основные формы реализации программы:
Программа является комплексной, её работа строится по нескольким направлениям:
- Физкультурно-оздоровительное;
- Художественно-эстетическое;
- Гражданско – патриотическое.
Физкультурно - оздоровительное направление реализуется через работу объединений «Ателье «Здоровье» и «Ателье «Эколог».
Программа «Ателье «Здоровье» направлена на формирование у каждого ребёнка своей системы физических и нравственных установок для приобщения его к здоровому образу жизни. Программа предполагает проведение физкультурно-познавательных занятий, соревнований, эстафет, а также включает ежедневный комплекс по ритмической и дыхательной гимнастике и аквоаэробике.
Программа «Ателье «Эколог» направлена на формирование экологической культуры воспитанников и их экологической компетенции, основной чертой которой является грамотное, ответственное отношение к природе. Программа включает самостоятельную, практическую работу, экологические игры, прогулки на природе, экскурсионную работу.
«Ателье «Здоровье» и «Ателье «Эколог» тесно взаимосвязаны, ведь какое экологическое состояние окружающей среды, такое и здоровье. Человек на протяжении веков стремился не приспособиться к природной среде, а сделать ее удобной для своего существования. Любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека. Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем, т.е. нашей экологией.
Художественно - эстетическое направление реализуется через работу объединений «Ателье «Досуг» и «Ателье «Имидж».
Программа «Ателье «Досуг» направлена на самореализацию личности ребёнка, формирование его творческого потенциала, расширение мировоззренческого кругозора, формирование у него системы ценностных предпочтений и социальных установок. Программа включает интеллектуально – познавательную деятельность, развлекательную деятельность, игровые методы, самостоятельную и практическую работу, а также создание и демонстрацию собственных проектов и изделий.
Программа «Ателье «Имидж» даёт возможность воспитанникам лагеря приобрести определённые знания и навыки для создания индивидуального, неповторимого образа, наиболее отвечающего внутренней, личностной сущности ребёнка. Программа включает теоретическую и практическую работу, мастер-классы, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и презентации своих работ.
Реализация программ «Ателье «Досуг», «Ателье «Имидж» способствуют развитию художественно-эстетического вкуса, помогают найти способ самовыражения, раскрыть свой внутренний потенциал.
Гражданско – патриотическое направление реализуется через работу объединений «Ателье «Патриот» и «Ателье «Инфоменеджер».
Программа «Ателье «Патриот» направлена на формирование в каждом ребёнке личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. Программа предусматривает самостоятельную, практическую работу, игровые методы проведение военно-спортивных мероприятий, викторин.
Программа «Ателье «Инфоменеджер» нацелена обучить детей управлять информацией и использовать её для реализации своих личностных целей.
Реализация данных программ предусматривает работу в лагере радио – вещания, а также выпуск лагерной еженедельной газеты, что даёт возможность каждому воспитаннику почувствовать себя в роли гражданского журналиста, обладающего желанием сообщить другим о событиях, происходящих в лагере, дать им оценку. Ведь, сегодня, наша активность, возможность высказывать свое мнение — одно из важных условий жизни как нашей личной, так и общества в целом.
Педагогические условия:
1.Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей, через здоровье сберегающую среду.
2.Организация различных видов деятельности.
3.Добровольность включения детей в коллективно - творческую деятельность лагеря.
4.Создание ситуации успеха.
5.Систематическое информирование о результатах прожитого дня. 6.Организация различных видов стимулирования.
Результативность программы:
По итогам развития программы воспитанники лагеря должны:
1. Ориентироваться в окружающем социокультурном пространстве, осознавать свою роль и предназначение, социальную сущность, выбирать целевые и смысловые установки для своей деятельности, принимать решения, нести ответственность.
2. Уметь организовать деятельность в различных социальных ситуациях, брать на себя ответственность, совместно вырабатывая решения, кооперироваться с другими, участвуя в реализации совместных проектов.
3. Научиться владеть информацией, определять ценность полученной информации и использовать её для самоопределения и самореализации.
4. Получить определённый опыт общения, найти способ самовыражения для включения в свою жизнь позитивной и познавательной деятельности.
5. Выработать способность к самоанализу и самооценки своей деятельности, своих личностных качеств с целью саморазвития.
6. Повысить уровень экологической компетенции, определить для себя систему морально-этических ценностей, физических и психологических навыков, ведущих к формированию и поддержанию здорового образа жизни.
Для достижения предполагаемых результатов планируется проводить мониторинг по трем основным направлениям:
Анкетирование, тестирование (вводное, итоговое);
Ведение индивидуальных «Дневников смены»;
Балловая система поощрений.