Программа дополнительного образования
«Ателье «Эколог»
«Мы – хозяева нашей Родины
и она для нас кладовая солнца
с великими сокровищами жизни».
/М. Пришвин./
Пояснительная записка
Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями.
Экологическое воспитание в условиях летнего лагеря является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации воспитанников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность.
Цель программы «Ателье «Эколог» - формирование экологической культуры воспитанников, основной чертой которой является грамотное, ответственное отношение к природе, и их экологической компетенции.
В соответствии с поставленной целью необходимо определить следующие задачи:
-познакомить детей с понятием «экология», с экологическими проблемами в современном обществе;
- выявить взаимосвязь окружающей среды и здоровья человека;
-привить бережное отношение к природе и научить разумно использовать природные ресурсы;
- развивать в детях гуманное, ответственное отношение к окружающей среде;
-научить видеть уникальность и красоту окружающего мира, грамотно использовать природные ресурсы.
Содержание программы основано на принципах развивающего обучения и направлена на развитие экологической грамотности ребенка: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, осознавать неразрывность единства мира природы и человека, осуществлять практическую деятельность, основанную на самостоятельной работе. Также важным элементом программы можно назвать коллективную творческую деятельность, так как она является основой для достижения поставленной цели.
Основные формы и методы реализации программы: беседы, дискуссии, тестирование, самостоятельная, практическая работа, игровые методы, прогулки на природе, развлекательные мероприятия, экскурсионная работа.
Для повышения интереса детей к формированию экологической культуры используются следующие средства:
- учебно-дидактический потенциал программ «Ателье «Здоровье», «Ателье «Патриот»;
- работа экологической почты;
- информационные письма;
- трудовой десант «Чистая среда»;
- экологические игры: «Найди пару», «Кто я?», «Неприродная дорожка»;
экологическая викторина «Счастливый случай».
Условия реализации программы, с учетом возрастных и психологических особенностей детей и подростков.
Программа разработана для детей 6 -11 лет, и подростков 12-16 лет.
У детей 6-11 лет существуют свои особенности во взаимоотношениях с природой. В этом возрасте начинает разрушаться субъективное восприятие объектов природы, характерное для младшего возраста. Ребята предпочитают использовать природу. Поэтому важно на этом этапе сформировать навыки нравственного отношения к природе, научить бережно относиться к природным ресурсам, за счет игровых методов, развлекательных мероприятий и экскурсионной работы.
Младший и средний подростковый возраст (11-13 лет) характеризуется высокой интенсивностью и доминантностью отношения к природе, готовностью участвовать в природоохранной деятельности и заботиться о природе. Поэтому необходимо укреплять эту позицию через практическую деятельность и самостоятельную работу.
Для старшего подросткового возраста (14-16 лет) характерен резкий спад природоохранной активности, поэтому необходимо проводить беседы, вести дискуссии, осуществлять индивидуальный подход, что способствует формированию у подростка осознанного и гуманного отношения к природным явлениям, объектам и живым существам.
Сроки реализации программы, ориентация на конечный результат.
Программа «Ателье «Эколог» рассчитана на одну лагерную смену. К концу этого периода воспитанники должны:
- повысить уровень экологических знаний;
- пересмотреть свою позицию по отношению к окружающей среде;
-научиться видеть уникальность и красоту окружающего мира, грамотно использовать природные ресурсы;
использовать полученные знания на практике.
http://lager-don.ucoz.ru/atele-ehkolog.doc
«Мы – хозяева нашей Родины
и она для нас кладовая солнца
с великими сокровищами жизни».
/М. Пришвин./
Пояснительная записка
Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями.
Экологическое воспитание в условиях летнего лагеря является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации воспитанников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность.
Цель программы «Ателье «Эколог» - формирование экологической культуры воспитанников, основной чертой которой является грамотное, ответственное отношение к природе, и их экологической компетенции.
В соответствии с поставленной целью необходимо определить следующие задачи:
-познакомить детей с понятием «экология», с экологическими проблемами в современном обществе;
- выявить взаимосвязь окружающей среды и здоровья человека;
-привить бережное отношение к природе и научить разумно использовать природные ресурсы;
- развивать в детях гуманное, ответственное отношение к окружающей среде;
-научить видеть уникальность и красоту окружающего мира, грамотно использовать природные ресурсы.
Содержание программы основано на принципах развивающего обучения и направлена на развитие экологической грамотности ребенка: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, осознавать неразрывность единства мира природы и человека, осуществлять практическую деятельность, основанную на самостоятельной работе. Также важным элементом программы можно назвать коллективную творческую деятельность, так как она является основой для достижения поставленной цели.
Основные формы и методы реализации программы: беседы, дискуссии, тестирование, самостоятельная, практическая работа, игровые методы, прогулки на природе, развлекательные мероприятия, экскурсионная работа.
Для повышения интереса детей к формированию экологической культуры используются следующие средства:
- учебно-дидактический потенциал программ «Ателье «Здоровье», «Ателье «Патриот»;
- работа экологической почты;
- информационные письма;
- трудовой десант «Чистая среда»;
- экологические игры: «Найди пару», «Кто я?», «Неприродная дорожка»;
экологическая викторина «Счастливый случай».
Условия реализации программы, с учетом возрастных и психологических особенностей детей и подростков.
Программа разработана для детей 6 -11 лет, и подростков 12-16 лет.
У детей 6-11 лет существуют свои особенности во взаимоотношениях с природой. В этом возрасте начинает разрушаться субъективное восприятие объектов природы, характерное для младшего возраста. Ребята предпочитают использовать природу. Поэтому важно на этом этапе сформировать навыки нравственного отношения к природе, научить бережно относиться к природным ресурсам, за счет игровых методов, развлекательных мероприятий и экскурсионной работы.
Младший и средний подростковый возраст (11-13 лет) характеризуется высокой интенсивностью и доминантностью отношения к природе, готовностью участвовать в природоохранной деятельности и заботиться о природе. Поэтому необходимо укреплять эту позицию через практическую деятельность и самостоятельную работу.
Для старшего подросткового возраста (14-16 лет) характерен резкий спад природоохранной активности, поэтому необходимо проводить беседы, вести дискуссии, осуществлять индивидуальный подход, что способствует формированию у подростка осознанного и гуманного отношения к природным явлениям, объектам и живым существам.
Сроки реализации программы, ориентация на конечный результат.
Программа «Ателье «Эколог» рассчитана на одну лагерную смену. К концу этого периода воспитанники должны:
- повысить уровень экологических знаний;
- пересмотреть свою позицию по отношению к окружающей среде;
-научиться видеть уникальность и красоту окружающего мира, грамотно использовать природные ресурсы;
использовать полученные знания на практике.
http://lager-don.ucoz.ru/atele-ehkolog.doc